Выбирать объектив следует очень внимательно — неудачный объектив вполне может испортить снимок, даже если вы используете самый качественный датчик.
Поскольку датчики изображения очень малы (гораздо меньше, чем кусочек 35-миллиметровой пленки), объектив цифровой камеры должен быть очень высокого качества. Сложно сфокусировать свет на таком маленьком участке. Объективы, сконструированные для очень малых фокальных зон, намного короче, чем объективы для 35-миллиметровых камер, и имеют меньший диаметр. Это прекрасная новость для конструкторов, потому что корректировать аберрации у таких объективов гораздо проще. Следовательно, цифровые камеры (даже недорогие), как правило, имеют очень хорошие объективы. Часто объективы цифровых камер класса «навести и нажать» значительно превосходят объективы пленочных камер того же класса, а это означает, что, снимая простой цифровой камерой, вы скорее получите лучшие результаты, чем при использовании простой пленочной камеры.
При покупке камеры необходимо провести небольшое тестирование объектива. Сделайте несколько снимков, чтобы оценить аберрации и качество изображения. Существуют различные типы линзовых аберраций — от астигматизма до комы, однако, работая с современными высококачественными объективами, вы будете иметь дело лишь с некоторыми из аберраций. Тестируя объектив, обратите внимание на следующие моменты.
1) Для начала проверьте фокусировку и резкость в целом. Выясните, насколько хорошо объектив передает тонкие детали, являются ли углы изображения такими же четкими, как и середина. Проведите тестирование по всему диапазону фокусного расстояния. Часто при переходе к большему либо меньшему фокусному расстоянию бывает трудно сохранить резкость по всего изображения. Попробуйте также фотографировать с разными значениями диафрагмы. Во многих камерах имеется так называемая апертурная зона наилучшего восприятия, в которой можно создать наилучшую фокусировку. Впрочем, выбор маленькой диафрагмы для любых объективов позволяет получить большую глубину резкости. Именно при съемке с широко открытой диафрагмой (то есть на самых низких ее значениях) проявляются различия между хорошими и плохими объективами.
2) Выясните, присуща ли объективу хроматическая аберрация. Съемка деревьев или телефонных проводов на фоне яркого неба часто является хорошим способом проверки. Хроматическая аберрация обычно обнаруживает себя только при больших углах съемки. Даже при использовании высококачественных объективов вы можете столкнуться с этой проблемой, так что не спешите отказываться от камеры, если заметите вокруг предметов фиолетовую или красную бахрому попробуйте оценить степень серьезности проблемы - часто ли вам придется производить съемку в экстремальных условиях, насколько проигрывает фотография, имеющая подобный недостаток.
3) Обратите внимание на наличие (или отсутствие) виньетирования. Это затемнение изображения в углах и по краям кадра, обычно наблюдающееся на границах диапазона фокусных расстояний камеры. Проследите за изменениями в яркости изображения в разных местах кадра, проходя по всему диапазону фокусных расстояний.
4) При съемке могут наблюдаться подушкообразное и бочкообразное искажения. Это виды пространственных искажений изображения, наблюдаемые в так называемых комнатах смеха. При бочкообразном искажении вертикальные линии искривляются в направлении границ снимка, а при подушкообразном - в направлении центра. Данные искажения бывают при выборе широкоугольного объектива и обязательно появляются при использовании теленасадок либо широкоугольных насадок для объектива.
5) Контрастность объектива может меняться при съемке с малой диафрагмой. Попробуйте фотографировать высококонтрастные участки, установив самую широкую и самую узкую диафрагму объектива.
6) В широкоугольных объективах может наблюдаться эффект светорассеяния. Попробуйте сделать панорамный снимок при ярких источниках дневного света (если не хотите прожечь дырку в датчике, никогда не наводите камеру прямо на солнце!) для проверки на светорассеяние.
7) Качество объектива также влияет на цветовоспроизведение. Если вы заметите, что для всех фотографий присущи либо теплые, либо холодные цвета, проблема может быть в объективе.
Невозможно устранить все возникающие аберрации. Ваша задача при тестировании объектива — определить, с проблемами какого рода вам придется сталкиваться, насколько они серьезны, могут ли они повлиять на выбранный вами стиль съемки и сумеете ли вы их решить. Например, все аберрации за исключением объемных искажений можно уменьшить путем диафрагменного затемнения объектива, а многие виды искажений можно устранить, если применить специальное программное обеспечение.
Самоучитель Цифровая фотография
Автор Владимир Ремезовский
Ключевые слова: объективы,фотоискусство