Как и в случае использования пленочного фотоаппарата, если на датчик попадет слишком много света, итоговое изображение будет переэкспонированным, иными словами, слишком светлым, как бы полинявшим. Если переэкспонирование велико, можно получить почти белое изображение. И наоборот, если вы подадите слишком мало света, изображение будет недоэкспонированным - темным и тусклым. Если недоэкспонирование достаточно большое, то можно сделать изображение совершенно черным.
Количество света, попадающего на пленку, можно контролировать двумя способами: в зависимости от времени, в течение которого затвор будет оставаться открытым (в таком случае изменяется выдержка), и путем изменения диафрагмы.
Затвор, по сути, — это маленькая дверца, которая очень быстро открывается и закрывается, что позволяет управлять количеством света, проходящего сквозь нее к датчику. Выдержка является промежутком времени, в течение которого затвор остается открытым (измеряется в секундах). Обычно вы будете использовать выдержку около 1/60 с или короче (если вы поставите выдержку более 1/30 с, вам необходимо будет удерживать камеру неподвижной, чтобы получить резкое изображение, — это очень трудно, разве что вы поставите ее на штатив). Изменяя выдержку, вы можете умышленно размазывать или останавливать движущиеся объекты. Очевидно, что чем больше выдержка, тем больше света попадет на датчик.
Помимо затвора в фотокамере есть диафрагма. Она представляет собой отверстие переменного сечения, которое предназначено для управления количеством света, попадающего в фокальную плоскость. Размер диафрагмы - это размер отверстия, создаваемого набором пластин (диафрагм), расположенных между линзами объектива и затвором. Лучи света с помощью линз направляются через это отверстие к затвору, после чего попадают на пленку. Таким образом, если нужно, чтобы на пленку попало больше света, вы делаете размер диафрагмы больше (увеличиваете диафрагму), если нужно меньше света, вы уменьшаете диафрагму. Размер диафрагмы обозначается иными числами, в англоязычной литературе известными как f-стопы (f-stops). Стандартными являются числа f/1,4, f/2, f/2,8, f/4, f/5,6, f/8, f/11, f/16 и f/22. Например, у объектива, установленного на f/8, отверстие диафрагмы меньше, чем у объектива, установленного на f/4. Иными словами, в первом случае объектив пропускает меньше света, чем во втором.
Увеличивая и уменьшая диафрагму, вы можете управлять тем, какие части изображения будут в фокусе. Например, можно все изображение сделать резким, а фон — размытым.
Выдержка и диафрагма взаимосвязаны — чтобы изменить выдержку часто приходится изменять диафрагму, и наоборот. Допустим, вы снимаете движущийся объект и хотите установить короткую выдержку, чтобы сделать его в кадре застывшим. Тогда вам придется шире открыть диафрагму. Почему? Потому что короткая выдержка значительно уменьшит количество попавшего на фокальную плоскость света, и для компенсации необходимо будет открыть диафрагму шире.
Взаимосвязь выдержки и диафрагмы
При работе с современными цифровыми и пленочными фотокамерами возможен широкий выбор вариантов установки диафрагмы и выдержки. Предположим, что вы используете более привычную, полностью управляемую вручную, пленочную фотокамеру. Традиционно каждое последующее значение диафрагмы в два раза изменяет количество проходящего света. Следовательно, объектив обычно имеет примерно такой ряд f-стопов: f/2, f/2,8, f/4, f/5,6, f/8, f/11 и f/16 (присутствие здесь дробных чисел объясняется тем, что отверстие диафрагмы является кругом, а деление площади круга пополам иногда дает дробный результат).
Каждое последующее значение выдержки, как и диафрагмы, в два раза отличается от предыдущего. В связи с этим возможны такие варианты выдержки: 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2, 4, 8 и т. д. (все значения в секундах).
Поскольку значения диафрагмы и выдержки всегда отличаются в 2 раза, очень просто высчитать равные экспозиции. Например, вы хотите сфотографировать очень быстро движущуюся гоночную машину, и ваш экспонометр подсказал вам, что для этой фотографии нужно выбрать экспозицию f/16 на 1/60 с (это значит, что вам нужно установить диафрагму в положение f/16, а выдержку — в положение 1/60). Но так как ваш объект движется очень быстро, и вы хотите быть уверены, что он не выйдет размытым, вы решили установить выдержку поменьше.
В случае установки выдержки на следующее значение — то есть 1/125 — промежуток времени, в течение которого открыт затвор, будет в два раза короче, а значит, на фокальную плоскость попадет в два раза меньше света, чем необходимо. Если верить показаниям вашего экспонометра, в данном случае изображение будет недоэкспонированным. Чтобы исправить положение, достаточно выбрать значение диафрагмы f/11. Теперь площадь отверстия увеличилась вдвое и, соответственно, оно пропускает в два раза больше света, что компенсирует вдвое более короткий, чем требуется, промежуток открытия затвора. Количество света, попавшего на фокальную плоскость, при этом осталось тем же, что и при рекомендованных экспонометром значениях экспозиции. Описанная связь между затвором и диафрагмой называется сопряженностью, из-за того что зависимость между их значениями является обратной.
Сопряженность — это мощный инструмент, позволяющий обеспечить нужную экспозицию при различных сочетаниях выдержки и диафрагмы.
Цифровые фотокамеры, а также большинство современных пленочных фотокамер, позволяют расширить традиционный подход, уменьшая шаг изменения диафрагмы, например, до одной трети или половины стопа. Более того, в самых последних моделях фотоаппаратов, оснащенных затворами с компьютерным управлением, можно выбирать некруглые значения выдержки, скажем, 1/252.
Ключевые слова: фотоискусство,выдержка,дифрагма