Важно понимать, что глубина резкости изображения измеряется, начиная от того объекта, на котором вы фокусируетесь во время съемки. Иными словами, если выбранная вами глубина резкости равняется 3 м, то это не значит, что все объекты, находящиеся дальше, чем на расстоянии 3 м от объектива, будут не в фокусе. Это, скорее, означает, что в фокусе будут объекты, находящиеся на расстоянии 3 м от точки, на которой вы фокусировались.
На фотографиях ниже показано одно и то же изображение, но с разной глубиной резкости.
На втором снимке глубина резкости значительно меньше, чем на первом. Чтобы уменьшить глубину резкости, была использована более широкая диафрагма и немного увеличено фокусное расстояние Глубина резкости определяется тремя параметрами — диафрагмой, фокусным расстоянием и расстоянием до объекта. Узкая диафрагма и малое фокусное расстояние создают большую глубину резкости. Следовательно, для получения наибольшей глубины резкости вам следует выбрать максимальный f-стоп и трансфокатор должен отъехать как можно дальше.
Первое изображение было получено при узкой диафрагме и малом фокусном расстоянии. Для второго изображения применялись большее фокусное расстояние, очень широкая диафрагма, а сама камера была отнесена чуть подальше от объекта. Заметьте, что, как мы и говорили, увеличение фокусного расстояния привело к сжатию глубины — кажется, что на втором изображении цветы находятся ближе. Однако поскольку фон здесь не в фокусе, эти изменения глубины не слишком заметны. Достижение равновесия между глубиной резкости и фокусным расстоянием является одной из тех сложных задач, которые вам придется решать в процессе съемки.
В общем, когда вы находитесь рядом с объектом съемки, глубина резкости перед объектом и за ним примерно равны, то есть зона фокуса будет распределена поровну между пространством, находящимся впереди и позади вашего объекта. Если вы немного отойдете назад, задняя зона размоется сильнее, чем передняя.
ПРИМЕЧАНИЕ
В том случае если два объектива настроены на одинаковое поле зрения, объектив с большим фокусным расстоянием создает меньшую глубину резкости, чем объектив с малым фокусным расстоянием.
Если у вас есть некоторый опыт работы с пленками формата 35 мм и больше, вы должны учитывать то, что из-за малого фокусного расстояния, характерного для большинства цифровых камер (имеющих в основном компактный дизайн), глубина резкости у них значительно превышает ту, к которой вы, наверное, привыкли. Глубина резкости, полученная на обычной цифровой камере при диафрагме f/5,6, выглядит, скорее, как глубина резкости при диафрагме f/16 на пленочной 35-миллиметровой камере. Это обрадует тех фотографов, которым нужна действительно большая глубина резкости. Однако если вы привыкли отделять фон от первого плана, имеющего малую глубину резкости, то будете разочарованы.
Как и при работе с любым другим фотоаппаратом, для того чтобы получить небольшую глубину резкости, вам нужно будет, прежде всего, установить максимальную диафрагму. Если в вашей камере предусмотрен ручной режим управления диафрагмой (вам не повезло в случае отсутствия такого режима), откройте объектив как можно шире (определенные ограничения могут накладывать условия освещенности). Затем сделайте максимальный наезд и установите камеру как можно дальше от объекта (это может быть не так уж далеко — все зависит от выбранного вами кадрирования). Если вы являетесь обладателем цифрового зеркального фотоаппарата с заменяемым объективом, вам будет легче добиться большей глубины резкости. Хотя датчик в цифровом зеркальном фотоаппарате меньше, чем кадр 35-миллиметровой пленки, значительное фокусное расстояние больших объективов зеркальных фотоаппаратов работает на сокращение глубины резкости.
Помните, что любой трансфокатор, как правило, смягчает изображение на краях диапазона диафрагмы. Поэтому нужно сразу определить, сможете ли вы добиться нужной вам глубины резкости, не задавая при этом самое узкое или самое широкое положение диафрагмы. Аналогично, качество изображения снизится, если вы приблизитесь к границам диапазона фокусного расстояния вашего объектива.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для цифрового зеркального фотоаппарата со съемными объективами обычно определен коэффициент фокусного расстояния. Помните: на глубину резкости этот коэффициент не влияет.
Книга самоучитель Цифровая фотография.
Автор Владимир Ремезовский
Ключевые слова: резкость фотографии,глубина резкости,фотоискусство